Триумфальная арка Тита – шедевр архитектуры Древнего Рима

Великая Римская Империя остается в веках страной грандиозных свершений, сокрушительных побед, процветания и благоденствия своего народа. Сквозь тысячелетия гениальные Мастера прекрасных творений обращаются к потомкам в беззвучном диалоге о днях былого величия.

И триумфальная арка императора Тита – яркая страница истории древнейшей цивилизации, которой гордятся жители Рима.

Невозможно не заметить это монолитное, строгое и изящное строение, путешествуя по Священной дороге мимо Римского Форума. Именно с первого века нашей эры начинается славное шествие архитектурного сооружения по разным странам мира.

Ар­ка Тита, рас­по­ложен­ная на древ­ней Свя­щен­ной до­роге (Via Sacra) к юго-вос­то­ку от Рим­ско­го фо­рума

Именно римским зодчим принадлежит идея первооткрывателей и строителей триумфальных арок, как символа бесстрашия и мудрости, героизма и величия полководцев и их преданных воинов в победоносных сражениях.

История создания арки

Римский император Тит Флавий завершил разгром евреев в иудейской войне в 70-м году н.э. Беспощадному разграблению подвергся храм Соломона, бесценные сокровища которого были вывезены из покоренной страны и пополнили казну Римской империи.

Тит Флавий разрушил Иерусалим – священный город еврейского народа, уничтожая и забирая в рабство поверженного противника.

Арка вместе с соседними стоениями

Священная дорога помнит поступь римских легионеров и звуки царственной колесницы, запряженной четверкой белоснежных коней. Здесь восседал великий полководец. Торжественное шествие приветствовали жители города, воздавая почести своим героям.

История сохранила радость победы в виде великолепного и небывалого для тех времен архитектурного шедевра – триумфальной арки, посвященной отважному полководцу Титу Флавию.

Наследник престола, он после смерти отца Веспасиана стал Императором Древнего Рима. Его правление продлилось 2 года и оборвалось внезапной кончиной, но добрые дела снискали глубокое уважение Сената и людских сердец. Его называли «любовью и утешением человеческого рода».

Надпись на Триумфальной арке Тита

Посвятительная надпись на аттике, расположена на «лицевой», западной стороне арки, в направлении Форума:

SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO

Перевод: Сенат и люди Рима [посвящают эту арку] божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана

После реконструкции 1821 года на другой стороне от древнего посвящения папа Пий VII начертал новое:

INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVMVETVSTATE · FATISCENSPIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS)NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVSFVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSITANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII

Перевод: Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й.

Титу не суждено было увидеть завершенным творение из белоснежного мрамора, строительство которого было закончено в 81-м году н.э. Это самая древняя триумфальная арка на планете. В средние века подобное чудо архитектурного мастерства увидело свет во Франции и Америке.

В первом веке это сооружение выглядело мощным и высоким. Обрамляющие его полуколонны превышали 15 метров в высоту. Укрывшийся под тенью арки путник мог любоваться великолепием Римского Форума с одной стороны и гигантским Колизеем – с другой.

С четырех сторон арку окружали грациозные изваяния богини победы Виктории, как олицетворение величия бесстрашного римского оружия. Время не пощадило уникальные скульптуры древних мастеров. Они были разрушены в результате жестоких войн Средневековья.

Осыпающийся фасад по распоряжению Папы Римского Пия VII был реставрирован в начале 19 века и сегодня отличается от своего оригинала. Но внутренние стены арки по-прежнему венчают два удивительных барельефа. Одна картина отображает римских воинов с богатыми трофеями. Их одеяния настолько плотно обегают фигуры, вырисовывая мощную мускулатуру легионеров, что создается впечатление динамичного движения и реальности древних событий.

Римские воины с трофеями

Второй рельеф повествует о возвращении великого полководца из военного похода. Тит Флавий управляет роскошной колесницей, в которую запряжена четверка великолепных коней. Горделивая осанка и твердый взгляд доказывают внутреннюю силу и мужество военачальника, его волю к победе.

Тит Флавий на колеснице въезжает в город

За свои заслуги перед страной император Тит Флавий был причислен Сенатом к божествам. Этот важный факт нашел свое отражение в барельефе, который украшает потолок триумфальной арки. И в тайнике среди древних камней покоится прах славного сына римского народа.

Триумфальная арка императора Тита молчаливо приветствует гостей и не торопится раскрывать непостижимые тайны далекого, но удивительного времени.

Ссылка на основную публикацию